УСЛОВНОЕ КИНО

До появления кино люди ходили в театр. А он был разный: площадной, пластический, оперный, условный, королевский, кукольный и так далее. Но объединяло все эти виды одно: театр никогда не был похож на настоящую жизнь. И хоть зрители часто узнавали в персонажах себя, на подмостках никогда не гнались за копированием реальности. До поры до времени...
КУЛЬТ КИНО

Условное кино

До появления кино люди ходили в театр. А он был разный: площадной, пластический, оперный, условный, королевский, кукольный и так далее. Но объединяло все эти виды одно: театр никогда не был похож на настоящую жизнь. И хоть зрители часто узнавали в персонажах себя, на подмостках никогда не гнались за копированием реальности. До поры до времени. В середине ХIХ века на свет появился создатель актерской системы – Константин Станиславский. Он стал имитировать на сцене настоящую жизнь, дотошно подбирая бытовые детали и природные звуки (Станиславский доводил Чехова чуть ли не до сердечного приступа своим желанием добавить пение свиристели). Можно сказать, Станиславский был первым кинорежиссером на театральной сцене. Позже его система стала «религией» в СССР и знаком качества в Голливуде. В противовес Станиславскому разрастался условный театр, где нарочито все «не как в жизни». Гипертрофированные декорации, преувеличенные эмоции, нежизненные интонации... Наряду с этим на всех порах театр вытесняло кинопроизводство, где режиссеры, пройдя этап условности, свернули на скользкую дорожку правдоподобности. Но, устав от дотошного копирования жизни, на кино-небосклоне появились те, кто захотел запечатлеть на пленке условную реальность. И все началось сначала...

«АННА КАРЕНИНА».
Джо Райт

Как бы не отнеслись к этому фильму поклонники Льва Толстого (а отнеслись они плохо), режиссерскую задумку театрализовать роман на кинопленке, добавив километровые декорации, яркие костюмы, гипертрофированные пластичные позы и умелый монтаж нельзя не отметить. Идея снять театрализованное кино посетила Джо Райта не сразу. Как позже признался режиссер, он настолько долго искал локацию, что потратил достаточно весомую часть бюджета. Да и к тому же, должна же его «Анна Каренина» отличаться от вереницы прошлых картин.

За сценарий взялся великий драматург Том Стоппард, уже писавший о России (прочитайте его «Берег Утопии». Вот где можно почувствовать прилив любви к Родине). А театр для фильма был построен с нуля. Такой ход оказался выигрышным во всех смыслах. Во-первых, Джо Райт показал, что может снимать режиссерское кино, не забывая при этом об актерах. Во-вторых, смог запечатлеть Россию так, чтобы в самой России при просмотре фильма не звучало смешков. Благодаря нарочитой театральности с искусственным снегом на поезде или катке, устроенном прямо в театре, или скачках, которые проходят на сцене, Райту удалось создать великолепный условный спектакль, к которому не подкопаться с точки зрения правдивости российской действительности. Ведь это театр, здесь все может быть условно, выпукло, обобщенно! К тому же такой ход позволяет добавлять массу метафор, которые считываются лишь при повторном просмотре.

Известно, что Лев Толстой всю жизнь писал мемуары. Однако во время работы над «Анной Карениной» писатель за них не брался. Он это объяснял так: «Если вы хотите почитать мои мемуары, читайте историю Левина». Зацепившись за этот факт, Джо Райт выпускает из театральных декораций лишь Левина, подчеркивая, что он, в отличие от остальных, не был выдуманным персонажем. Несмотря на огромное количество находок и редкий, для кассового голливудского кино, авторский взгляд, на Райта посыпались многочисленные обвинения. Его упрекнули в поверхностном прочтении великого романа и в упоении театральной эстетикой. Критикам было невдомек, что подобное кино стоит рассматривать с точки зрения оживления театра на кинопленке, а не уходе кинематографа в театральность. Впрочем, критика всегда сопровождает талант.


«БЁРДМЕН».
Алехандро Г. Иньярриту

Оскароносный «Бердмен» смотрели все. В центре сюжета история некогда популярного актёра Риггана Томсона, исполнившего в конце 1980-х годов роль супергероя Бердмена. Чтобы избавиться от надоевшего амплуа, Ригган ставит на Бродвее спектакль, в котором исполняет главную роль. Сама тема уже подразумевает театральные вставки. Но если в «Анне Карениной» использование декораций – это художественный прием, то в «Бердмене» это необходимость. Бюджет картины не позволил отстроить здание, поэтому съемки проходили в настоящем театре Сен-Джеймс на Западной 44-й улице. Кадры на Таймс-сквер (где герой Майкла Китона бежит в трусах) снимались одним дублем на натуре. В фильме очень много интересных с точки зрения монтажа и съемок находок. Так кажется, что вся картина снята без единой склейки. Однако в фильме их более ста. Все дело в точной организации монтажных кадров и в цифровой обработке изображения. Когда «собирали фильм», а заняло это всего лишь две недели, операторов «вычищали» из отражений в зеркалах и стеклянных предметах. Такая скорость постпродакшна была обеспечена тем, что отснятый материал передавался по Wi-Fi на внешний накопитель сразу с камер, и был доступен для просмотра и монтажной разметки в ту же секунду.

«ДОБГВИЛЬ».
Ларс фон Триер

Фильм великого и ужасного Ларса Фон Триера снят в стиле условного театра. Декорации размечены на полу сцены. Улицы обозначены двумя параллельными линиями, между которых написаны названия, дома – планами, кусты – силуэтами и надписями, и даже собака, и та – схематичным рисунком. Герои взаимодействуют с воображаемыми предметами, словно они настоящие. Все, как принято в условном (бедном) театре. В центре сюжета – девушка Грейс, бежавшая от гангстеров и укрывшаяся в городке Догвиль, где живут всего лишь двадцать два человека. Грейс становится двадцать третьей. Поначалу все идет хорошо: ее любят. Но со временем отношение к девушке несправедливо меняется. Мужчины ее насилуют, женщины издеваются, а дети бьют стекла в ее доме. А парень, в которого Грейс была влюблена, звонит гангстерам и сообщает, что девушка, сбежавшая от них, живет в Догвиле. Когда преступники приезжают, выясняется, что Грейс – дочь главаря мафии, не желающая жить по законам отца. Но, прочувствовав жестокость людей, девушка распоряжается сжечь город и убить всех его жителей. После просмотра фильма зрителей одолевает ненависть к населению города. Становишься солидарен с Грейс. И о, ужас – испытываешь удовлетворенность от убийства детей! Вот почему Ларс фон Триер – великий и ужасный режиссер. Он не дает оторваться от картины на протяжении трех часов, пробуждает самые негативные чувства, и это несмотря на то, что все декорации были расчерчены на полу. И более условного изображения и представить нельзя.
И ВСЕ ЖЕ КИНО ИЛИ ТЕАТР?

Совмещение этих самостоятельных жанров рождает абсолютно уникальное явление. Но при этом часто сложно воспринимаемое зрителем. Часто люди, не посещающие театр, воспринимают черты этого искусства с киноэкранов с недоумением, характеризуя такие фильмы как «арт-хаус» и «зря пошли в кино». Однако не стоит отворачиваться от экспериментов. Их стоит понять. Хотя бы попробовать.
Copyright © ИД «Стиль Жизни» 2018

Журнал «Стиль Жизни Sochi» зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций в г. Москве.
Регистрационный номер: ПИ №ФС77-32786 от 6 августа 2008 г.
Газета «Тема Сочи» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Краснодарскому краю и Республики Адыгея. Регистрационный номер: ПИ №ТУ23-00941 от 08 августа 2012 года.